Лидерство в менеджменте

Среди всего множества факторов продвижения к посту руководителя значение имеют три основных:

1. “Личное желание занять более высокую должность и готовность приложить для этого свои силы – честолюбие и то, что называется “пробивными” способностями.

2. Умение работать с людьми. Успешный руководитель далеко не всегда технически или экономически самый подготовленный специалист. Его задача – ставить оптимальные цели и находить самых подходящих людей для достижения, обеспечивая соответствующую мотивацию. Умение организовать людей для выполнения ставящихся им задач – одно из самых важных качеств руководителя.

3. Способность брать на себя ответственность и рисковать в сочетании с высокой эмоциональной устойчивостью. Приняв решение, руководитель не должен терзаться сомнениями в его правильности или неправильности, иначе он скоро станет пациентом клиники с диагнозом “нервное истощение”. Риск постоянно присутствует в работе руководителя” [3, с. 70]

Кроме того, в индивидуальной, управленческой концепции руководителя органа правопорядка должно найти определенное место понимание сущности различных исполняемых им управленческих ролей.

Управленческие роли (по Г. Минтцбергу)

МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ РОЛИ:

Номинальный начальник

Символ юридической власти, выполняющий определенные церемониальные обязанности (например, подписание документов, прием посетителей и т.д.).

Лидер

Стимулирует подчиненных на достижение цели.

Связник

Служит звеном в вертикальной, а также горизонтальной цепи обмена информацией.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ РОЛИ:

Нервный центр

Собирает несистематизированную информацию, принимает все типы информации.

Распространитель.

Передает отобранную информацию подчиненным.

Представитель

Передает отобранную информацию во внешний мир.

РЕШАЮЩИЕ РОЛИ:

Предприниматель

Проектирует и начинает изменения внутри организации.

Ликвидатор нарушений

Принимает корректирующие меры в случаях отклонений в организации и в нестандартных ситуациях.

Распределитель средств

Решает, кто должен получить ресурсы.

Посредник

Участвует в переговорах с другими сторонами, чтобы защитить интересы организации.

Далее в порядке значимости выделяются:

· приобретение опыта руководящей работы в относительно молодом возрасте (до 3-35 лет), когда формируются основные стереотипы поведения;

· способность генерировать и воспринимать новые идеи, обеспечивающие повышение эффективности работы коллектива;

· гибкость поведения, умение отказываться от ошибочных стратегий и принимать новые решения;

· хорошая техническая и коммерческая подготовка, соответствующая специфике предприятия.

В приведенном перечне на первом плане стоят личные особенности человека, значительно опережая те, которые даются образованием или опытом работы. Это говорит о преобладающей роли психологических факторов в управленческой деятельности. Если бы главным были знания, то лучшими менеджерами становились бы преподаватели соответствующих специальностей.

Успешные руководители характеризуются “деловыми” чертами: уверенность в своих силах; способность принимать решение в неопределенной ситуации; инстинктивное ощущение наиболее важного в каждом деле; умение завязывать нужные знакомства; эффективная коммуникабельность; чувство нового; повышение квалификации; способность сохранять уравновешенность и спокойствие.

Руководители – неудачники характеризуются излишней мягкостью в обращении с людьми, недостаточной теоретической и практической подготовкой, неумением кратко и точно формулировать свои мысли, невниманием к своему внешнему виду.

Т. Питерс и Р. Уотермен выделили 8 общих характеристик по материалам обследования 62 крупных успешных корпораций в поисках эффективного управления. Например, 8 общих характеристики:

Перейти на страницу: 1 2 3

Разделы