Управленческие и организационные аспекты функционирования мелкого бизнеса

Мелкие и средние фирмы могут создаваться и как кор­порации (акционерные общества). Самая простая управлен­ческая структура включает здесь президента, вице-президента, специалиста по сбыту. Общее руководство в небольшой корпорации осуществляет совет директоров в составе, как правило, пяти человек, в том числе трех внешних директо­ров (ими являются банкиры, управляющие крупных фирм, юристы, которые могут хотя бы частично компенсировать недостаток опыта управляющего такой корпорации, помочь решать трудные проблемы).

При общей простоте организационно-управленческих структур мелких фирм многие из них сталкиваются со слож­ными проблемами. Долгие годы успех функционирования таких фирм основывался по сути на личном мастерстве и энтузиазме управляющего. В современных условиях только энтузиазма недостаточно. В 80-х годах одним из основных факторов, способствующих разорению мелких фирм, явля­лась нехватка управленческих знаний у владельцев этих, предприятий, у их управляющих. Поэтому все чаще они вынуждены прибегать к услугам консультационных фирм, наемных менеджеров. Жизнеспособными сегодня оказыва­ются те мелкие фирмы, которые внедряют формы и методы управления, основанные на стратегии предприимчивости. Успех деятельности таких фирм обеспечивают систематиче­ские инновации в области продукции или услуг, позволяю­щие создать новый рынок, удовлетворить новые потребности. Стиль управления в таких фирмах отличается нацеленно­стью на поиск, вовлеченностью всех работников фирмы в этот процесс. Управляющий становится «создателем команды», «распространителем опыта», а не «контролером, стоящим над людьми». Такие фирмы отличает демократи­ческий стиль управления, отсутствие жестких регламента­ции, неформальное общение, взаимное доверие и понимание. Именно такие мелкие фирмы добиваются успеха в настоя­щее время.

Условно мелкие фирмы в западных странах можно разделить на две группы: 1) экономически и юридически независимые от крупных концернов, корпораций, 2) компании, имеющие тесные связи с концернами. Вторая группа офици­ально выступает как самостоятельные организации, она тес­но связана обширной сетью производственных и научно-тех­нических, снабженческих, сбытовых, финансовых отношений с крупными корпорациями. Функционирование этих мелких фирм отличается значительной спецификой. Их деятельность обусловлена следующим. Опыт последних десятилетий позволил крупным корпорациям, концернам сделать вывод о том, что поглощение мелкой фирмы в современных условиях хозяйствования далеко не всегда дает экономический эффект. В мелких фирмах, включаемых в состав концерна, примерно на 1/з сокращается производительность труда, в 1,5 раза уменьшаются доходы, существенно снижаются тем­пы нововведений. Одна из причин этого — ослабление их самостоятельности, отрицательное влияние громоздких управленческих надстроек над предприятиями и т. д. Кроме того, часто концернам невыгодно организовывать в своих рамках узкоспециализированные производства, вносящие большое разнообразие в их номенклатуру, усложняющие управление, отвлекающие технический персонал на решение относительно второстепенных задач. Поэтому решение по­добных проблем они передоверяют мелким фирмам, уста­навливая с ними отношения субподряда, субпоставки. Си­стема «привязки» мелкого бизнеса к крупному стала одной из важных особенностей организационной структуры про­мышленности стран Запада.

В области производства одной из организационных форм взаимодействия крупных и мелких компаний является конт­рактная система. Она представляет собой долгосрочные до­говорные отношения в области снабжения между крупной компанией и множеством мелких предприятий, работающих на основе подетальней, поузловой, технологической, модуль-. ной специализации производства изделий. Контракт о постав­ке оформляется в виде четкой договоренности о качестве то­варов и обслуживания, ценах, сроках и объемах поставок. Основой для долгосрочных контрактов является перспектив­ный план развития производства концерна. Небольшим пред­приятиям такая кооперация выгодна, поскольку шансы само­стоятельно закрепиться на рынках у них малы. Особенно это касается технологически сложной продукции, организация производства и сбыт которой требуют больших управленче­ских, финансовых и технических усилий, которыми мелкие фирмы не располагают. Крупные компании предоставляют им ряд льгот: гарантируют закупку большой доли произво­димой продукции, поставляют или дают в аренду средства производства, определяют льготные условия приобретения и доставки сырья и материалов, разрешают использовать тор­говую марку компании. Нередко они выполняют для мелких фирм-поставщиков работы по конструированию и проектиро­ванию новых изделий, улучшению технологии их производ­ства, по разработке эффективных методов контроля качест­ва продукции. В заключаемых контрактах может быть пре­дусмотрено оказание помощи в организации управления, в обучении занятых в использовании результатов рыночных исследований.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Разделы