Управленческие и организационные аспекты функционирования мелкого бизнеса

Мелкие и средние фирмы могут создаваться и как кор­порации (акционерные общества). Самая простая управлен­ческая структура включает здесь президента, вице-президента, специалиста по сбыту. Общее руководство в небольшой корпорации осуществляет совет директоров в составе, как правило, пяти человек, в том числе трех внешних директо­ров (ими являются банкиры, управляющие крупных фирм, юристы, которые могут хотя бы частично компенсировать недостаток опыта управляющего такой корпорации, помочь решать трудные проблемы). Подробности лучший гнатолог здесь.

При общей простоте организационно-управленческих структур мелких фирм многие из них сталкиваются со слож­ными проблемами. Долгие годы успех функционирования таких фирм основывался по сути на личном мастерстве и энтузиазме управляющего. В современных условиях только энтузиазма недостаточно. В 80-х годах одним из основных факторов, способствующих разорению мелких фирм, явля­лась нехватка управленческих знаний у владельцев этих, предприятий, у их управляющих. Поэтому все чаще они вынуждены прибегать к услугам консультационных фирм, наемных менеджеров. Жизнеспособными сегодня оказыва­ются те мелкие фирмы, которые внедряют формы и методы управления, основанные на стратегии предприимчивости. Успех деятельности таких фирм обеспечивают систематиче­ские инновации в области продукции или услуг, позволяю­щие создать новый рынок, удовлетворить новые потребности. Стиль управления в таких фирмах отличается нацеленно­стью на поиск, вовлеченностью всех работников фирмы в этот процесс. Управляющий становится «создателем команды», «распространителем опыта», а не «контролером, стоящим над людьми». Такие фирмы отличает демократи­ческий стиль управления, отсутствие жестких регламента­ции, неформальное общение, взаимное доверие и понимание. Именно такие мелкие фирмы добиваются успеха в настоя­щее время.

Условно мелкие фирмы в западных странах можно разделить на две группы: 1) экономически и юридически независимые от крупных концернов, корпораций, 2) компании, имеющие тесные связи с концернами. Вторая группа офици­ально выступает как самостоятельные организации, она тес­но связана обширной сетью производственных и научно-тех­нических, снабженческих, сбытовых, финансовых отношений с крупными корпорациями. Функционирование этих мелких фирм отличается значительной спецификой. Их деятельность обусловлена следующим. Опыт последних десятилетий позволил крупным корпорациям, концернам сделать вывод о том, что поглощение мелкой фирмы в современных условиях хозяйствования далеко не всегда дает экономический эффект. В мелких фирмах, включаемых в состав концерна, примерно на 1/з сокращается производительность труда, в 1,5 раза уменьшаются доходы, существенно снижаются тем­пы нововведений. Одна из причин этого — ослабление их самостоятельности, отрицательное влияние громоздких управленческих надстроек над предприятиями и т. д. Кроме того, часто концернам невыгодно организовывать в своих рамках узкоспециализированные производства, вносящие большое разнообразие в их номенклатуру, усложняющие управление, отвлекающие технический персонал на решение относительно второстепенных задач. Поэтому решение по­добных проблем они передоверяют мелким фирмам, уста­навливая с ними отношения субподряда, субпоставки. Си­стема «привязки» мелкого бизнеса к крупному стала одной из важных особенностей организационной структуры про­мышленности стран Запада.

В области производства одной из организационных форм взаимодействия крупных и мелких компаний является конт­рактная система. Она представляет собой долгосрочные до­говорные отношения в области снабжения между крупной компанией и множеством мелких предприятий, работающих на основе подетальней, поузловой, технологической, модуль-. ной специализации производства изделий. Контракт о постав­ке оформляется в виде четкой договоренности о качестве то­варов и обслуживания, ценах, сроках и объемах поставок. Основой для долгосрочных контрактов является перспектив­ный план развития производства концерна. Небольшим пред­приятиям такая кооперация выгодна, поскольку шансы само­стоятельно закрепиться на рынках у них малы. Особенно это касается технологически сложной продукции, организация производства и сбыт которой требуют больших управленче­ских, финансовых и технических усилий, которыми мелкие фирмы не располагают. Крупные компании предоставляют им ряд льгот: гарантируют закупку большой доли произво­димой продукции, поставляют или дают в аренду средства производства, определяют льготные условия приобретения и доставки сырья и материалов, разрешают использовать тор­говую марку компании. Нередко они выполняют для мелких фирм-поставщиков работы по конструированию и проектиро­ванию новых изделий, улучшению технологии их производ­ства, по разработке эффективных методов контроля качест­ва продукции. В заключаемых контрактах может быть пре­дусмотрено оказание помощи в организации управления, в обучении занятых в использовании результатов рыночных исследований.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Разделы