Совершенствование обучения работников ведущих профессий.

Совершенствование профессиональных знаний и навыков основных участников перевозочного процесса - машинистов локомотивов, дежур­ных по станциям и поездных диспетчеров - является важнейшим направ­лением профилактической работы по обеспечению безопасности движе­ния поездов. Это - основа действующей на железнодорожном транспор­те системы подготовки и повышения квалификации работников. Ведь наряду с новичками, которые еще не в полной мере овладели своей специ­альностью, и опытные специалисты в ряде случаев допускают ошибки, приводящие к серьезным последствиям.

Участники перевозочного процесса должны обладать профессиональной компетентностью, уметь предвидеть возникновение и развитие чрезвычайных ситуаций, своевременно выявлять предпосылки к нарушению безопасности

поездов, полностью исключать их или быть готовыми к лиголизации последствий. Опыт проведения специализации занятий с машинистами-инструкторами дорогах подтверждает эффективность предъявляемых требований в процессе обучения.

Обучающие должны иметь полное представление о важнейших момен­тах формирования личности участника перевозочного про­цесса и его социальной зрелости.

К сожалению, таких специалистов до настоящего време­ни в отрасли не готовили. Некоторые сдвиги в решении этой проблемы наметились с созданием в вузах МПС специаль­ных кафедр, которые призваны обеспечить знание будущи­ми инженерами путей сообщения основ работы железных дорог и правил их технической эксплуатации, особенностей функционирования человеко-машинных систем, динамики взаимодействия подвижного состава и пути и, наконец, способов ликвидации последствий чрезвычайных проис­шествий.

В процессе обучения, как и при проведении профилактической работы по обеспечению безопасности движения, непосредственные участники перевозочного процесса должны по­лучать наглядное представление о том, как влия­ют на их работу состояние организма, психофи­зиологические возможности, погода и другие факторы. Так, внезапные проверки готовности машинистов к поездке показали, что лишь у половины из них состояние организма при явке на работу полностью соответствует норме, у 20 % находится в пределах допустимых откло­нений, а у 30 % ниже нормы. После отдыха в пункте оборота - в норме у 65 %, в пределы допустимых отклонений - у 30, ниже нормы - у 5%.

Таким образом, около четверти машинис­тов после домашнего отдыха по своему психо­физиологическому состоянию фактически к работе не подготовлены.

Проверка уровня профессиональных знаний в условиях ограниченного времени важна для предупреждения сбоев в перевозочном процессе, но снижает надежность работы машиниста в целом, так как это несколько сдерживает его мыслительный процесс.

По вопросам обучения операторов на тренажерах сегод­ня существуют разные точки зрения. Безусловно, тренаже­ры - это эффективные средства обучения. Они различаются по стоимости и характеру воздействия на обучаемого. Наи­больший эффект дают тренажерные комплексы, но можно использовать и простые абстрактные модели, формирую­щие навыки управляющей деятельности и процесс принятия решения. Но обязательным во всех случаях является нали­чие реального пульта управления.

Опыт работы на тренажерах показывает, что только подготовка в условиях, близко имитирующих реальные, стимулирует максимальную заинтересованность обучаемых, необходимую для эффективной их тренировки и усвоения навыков и умений. И только в этом случае удается легко перейти с тренажера на реальный поезд или пульт диспетче­ра при минимальном времени стажировки и безусловном обеспечении безопасности движения.

Перейти на страницу: 1 2

Разделы