Подходы к измерению эффективности корпоративной культуры корпорации

Социометрическая процедура может иметь целью:

а) Измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;

б) Выявление «социометрических позиций», то есть соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый»;

в) Обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.

Социометрическая карточка или социометрическая анкета составляется на заключительном этапе разработки программы социометрического исследования (см. таблицу 3).[37]

Таблица 3

Пример социометрической карточки

ФИО, заполняющего карточку

Тип

Критерии

Выборы

(ФИО)

1.

Работа

1.1. Кого бы Вы хотели выбрать своим начальником?

1.2. Кого бы Вы не хотели выбрать своим начальником?

 

2.

Досуг

2.1. Кого бы Вы хотели пригласить

на Встречу Нового года?

2.2. Кого бы Вы не хотели пригласить на встречу Нового года?

 

В этой карточке каждый член группы должен указать свое отношение к другим членам группы по выделенным критериям (например, с точки зрения совместной работы, проведения досуга, участия в решении деловой задачи, в игре и т.п.).

Социометрические карточки обрабатываются специалистами, их содержание не должно стать известным членам группы. Итоговые результаты исследования доводятся до руководства как дополнительное обоснование для организационного решения.

Результат обработки карточек может быть представлен в виде социоматрицы ( см. таблица 4), социограммы (см. рис. 10) и в форме социометрических индексов.

Пример социоматрицы приведен ниже (здесь вместо фамилий членов группы, какого-либо отдела или производственного подразделения проставлены условные номера).

Таблица 4

Пример социоматрицы

№ члена группы (отдела)

Социометрический критерий

положительные отрицательные

(кто его выбрал) (кто его отверг)

1

2, 8, 14 4, 6, 11

2

1 -

3

6, 7, 10 2

4

1, 8 -

5

1, 10, 11 6

6

7, 14 5

7

3, 10 -

8

1 -

9

2 -

10

3, 7, 14 -

11

10 8, 13

12

10 13

13

9 9, 12

14

- -

Социограмма – схематическое изображение реакции испытуемых друг на друга при ответах на социометрический критерий. Социограмма положительных выборов в нашем условном примере бригады приводится ниже.[38]

Рис. 10. Пример социограммы.

Аналогичным образом изображается социограмма отрицательных выборов. Отрицательные выборы можно показать на той же социограмме, где отражены положительные выборы, с использованием, например, пунктирных линий.

Социометрические индексы это:

- индекс социометрического статуса (С)

- индекс эмоциональной экспансивности (Е)

Социометрический статус демонстрирует отношение членов группы к данному человеку и вычисляется как разность между полученным им от группы количеством положительных и количеством отрицательных выборов, соотнесенная с количеством членов группы, уменьшенном на единицу т.е.:

Перейти на страницу: 2 3 4 5 6 7 8 9

Разделы