Развития науки управления персоналом.

Разбивка общего функционала страхового агента на конкретные действия позволяет сделать вывод о том, что таких пунктов реально оказывается не 18, а целых 30. Это уже явный пе­ребор, когда на специалиста со средним профессиональным образо­ванием по классификационным требованиям возлагается такой не­померно широкий круг обязанностей. Согласно Международной стандартной классификации занятий (МСКЗ-88) перечень профес­сиональных обязанностей страхового агента насчитывает всего шесть пунктов. Зарубежному страховому агенту, например, вменя­ется в обязанность получение информации о материальном положе­нии клиентов, ведение переговоров по условиям договора страхова­ния, обсуждение (при необходимости) условий перестрахования, консультирование клиентов, выполнение родственных по содержа­нию обязанностей и руководство другими работниками. Вопрос, ко­нечно же, не в арифметическом подсчете и сравнении количества пунктов в должностных обязанностях страхового агента в нашей стране и за рубежом, а в принципиальном различии в подходах при определении круга решаемых им профессиональных задач. Промышленные стабилизаторы напряжения купить стабилизатор напряжения.

Проблема не только и не столько в обилии и разноплановости должностных требований к обязанностям агента. Сложнее понять, что вообще требуется делать и какими силами. К примеру, агенту вменяется в обязанность исследование неосвоенных видов страхо­вых услуг и перспектив их развития с целью применения в своей практике. Но ведь агент не научный работник и даже не специалист - маркетолог в сфере страхования. Он практик. Его главная за­дача — заключать договоры страхования, получая за это комисси­онное вознаграждение. Как правило, агенты специализируются по видам страхования: занимаются страхованием жизни, имущества граждан, ответственности владельцев автотранспорта, медицин­ским страхованием и т.д. А для исследования неосвоенных видов страхования у него нет ни мотивов, ни времени, ни возможностей. Скорее, это задача специализированных подразделений страховых компаний, специалистов-аналитиков и экспертов или научно-исследовательских учреждений соответ­ствующего профиля.

Другой пункт должностных обязанностей агента определяет, что он «способствует формированию заинтересованности и спроса на оказываемые страховые услуги, учитывая необходимость усиле­ния материальной и моральной поддержки различных слоев насе­ления, а также нарастание риска, связанного с конкуренцией, бан­кротством, безработицей и другими происходящими в современных условиях социально-экономическими процессами». Эта задача по своей масштабности явно не под силу человеку со средне-спе­циальным образованием. Ведь страховой агент — это просто про­давец определенного вида услуг. И ведь вряд ли кто рискнет поста­вить подобную задачу, например, перед продавцом транспортных, туристических или иных услуг.

Предполагается, что страховой агент должен знать основы психологии. Однако даже хорошее знание основ этой науки не предполагает, что он способен в процессе работы с клиентами вести наблюдение, оценивать особенности восприятие памяти, вни­мания, мотивацию поведения и обеспечивать взаимопонимание при заключении договоров па страховые услуги, как того требуют от него типовые должностные обязанности. Чтобы нес это выпол­нять на хорошем профессиональном уровне, надо обладать подго­товкой специалиста-психолога. Знания, умения и навыки практи­ческой психологии страховому агенту, безусловно, необходимы. Однако обучать продавцов страховых услуг азам психологии надо применительно к узкоспециальным задачам страхования, т.е. учить надо не вообще, а тому, что необходимо в повседневной работе.

Сложно себе представить и то, как страховой агент определяет размер ущерба или принимает от клиентов жалобы и претензии по спорным вопросам уплаты страховых взносов и страховых выплат. Это компетенция отдельных подразделений или специалистов, как правило, центрального офиса, в функции которых входит урегули­рование претензий и убытков.

В связи с изложенной выше позицией по должностным обязан­ностям актуальным остается вопрос, что должен знать и уметь стра­ховой агент, чему и как учить начинающего агента, как организовать внутрифирменную профессиональную (специальную) подготовку тех из них, кто уже обладает определенными знаниями, необходимыми навыками и опытом заключения договоров страхования.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Разделы